Рассмотрен на педагогическом совете протокол от 30.08.2021 г. № 1 |
Утвержден приказом МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок» Ибресинского района Чувашской Республики от 30.08.2021 г. № 17 |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок»
Ибресинского Чувашской Республики
на 2021 – 2022 учебный год
д.Айбечи, 2021
Календарный план воспитательной работы составлен в соответствии с Рабочей программой воспитания МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок» с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий на 2021 – 2022 учебный год.
Календарный план воспитательной работы отражает направления воспитательной работы в соответствии с Рабочей программой воспитания МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок» Ибресинского района Чувашской Республики.
№ п/п |
Мероприятия |
Возрастные группы |
Сроки проведения |
Ответственные |
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
1 |
«Неделя дорожной безопасности» «Единый день безопасности дорожного движения» с участием сотрудников ГИБДД |
Все дошкольные группы |
Сентябрь |
Заведующий Воспитатели |
2 |
День пожилого человека Выставка рисунков «Бабушкарядышком с дедушкой» Беседа «Дорогие мои старики» |
Все дошкольные группы |
Октябрь |
Воспитатели |
3 |
Мастерская «Вместе с мамой»Концерт «Мамочка милая, мама моя…» |
Все группы |
Ноябрь |
Воспитатели |
4 |
Акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек) |
Все группы |
Декабрь |
Воспитатели |
5 |
День вежливости Викторина «Волшебные слова» «Ежели Вы вежливы и к совестине глухи» |
Все группы |
Январь |
Воспитатели |
6 |
Литературная гостиная «Книжкины именины» |
Все дошкольные группы |
Февраль |
Воспитатели |
7 |
Акция «Шкатулка добрых дел» |
Средний и старший дошкольный возраст |
Март |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
8 |
Выставка книг «Книга – праздник души» к Международному дню детской книги |
Все дошкольные группы |
Апрель |
Воспитатели |
9 |
День чувашского языка «Конкурс чтецов» на чувашском языке | |||
10 |
Развлечение «Моя замечательная семья!» К международному дню семьи |
Все группы |
Май |
Воспитатели |
11 |
Развлечение «Счастливое детство» Ко дню защиты детей |
Средний и старший дошкольный возраст |
Июнь |
Воспитатели
|
12 |
Игра – викторина «В стране дорожных знаков» |
Средний дошкольный возраст |
июль |
Воспитатели
|
13 |
Тематический досуг: «Добрый и злой огонь» «Как мы боремся с огнем» |
Все дошкольные группы |
Август |
Воспитатели |
ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
1 |
Организация дежурства по столовой, в уголке погоды и природы, по занятиям |
Младший и средний возраст |
Сентябрь |
Воспитатели |
2 |
Экскурсия в Музей Хлеба «Хлеб – всему голова» |
Старший дошкольный возраст |
Воспитатели | |
3 |
Пополнение атрибутами ролевыхигр профессиональной направленности: «Ателье», «Кафе», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта» |
Старший дошкольный возраст |
Октябрь |
Воспитатели |
4 |
Семейный фестиваль «Всепрофессии важны, все профессии нужны!» Фестиваль «Семейная династия |
Средний и старший дошкольный возраст |
Ноябрь |
Воспитатели |
5 |
Оформление фотоальбома «Профессии» Знакомство с профессиями |
Все дошкольные группы |
Декабрь |
Воспитатели |
6 |
Покормим птиц зимой. Изготовление кормушек для птиц |
Старший дошкольный возраст |
Январь |
Воспитатели |
7 |
Экскурсия на почту. Знакомство с профессией «Почтальон» |
Средний и старший дошкольный возраст |
Февраль |
Воспитатели |
8 |
Экскурсия в библиотеку |
Старший дошкольный возраст |
Март |
Воспитатели |
9 |
Организация конкурса «Огород на окне» |
Средний и старший возраст |
апрель |
воспитатели |
10 |
Акция «Украсим детский сад !» сезонное оформление клумб Посадка и выращивание |
Старший дошкольный возраст |
Май-июнь |
Воспитатели |
|
рассады |
|
|
|
11 |
Уход за цветочными клумбами |
Средний и старший дошкольный возраст |
Июнь-июль |
Воспитатели |
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
1 |
С днем рождения, Батыревский район .Участие на праздновании Дня Батыревского района. |
Старший дошкольный |
Сентябрь |
Заведующий |
2 |
Организация цикл бесед и занятий патриотического содержания |
Все группа |
сентябрь |
Воспитатели |
2 |
«Наше любимое село».Экскурсии по улицам села Батырево |
Средний и старший дошкольный возраст |
Октябрь |
Воспитатели |
3 |
День народного единства,беседы «Россия великая наша держава!» |
Старший дошкольный возраст |
Ноябрь |
Воспитатели |
4 |
День матери, досуги в группах «Самая лучшая мама на свете» |
Все группы |
Ноябрь |
Воспитатели |
5 |
День защитника Отечестваспортивный праздник «С физкультурой я дружу –в родной Армии служу!» |
Все группы |
Февраль |
Воспитатели |
6 |
Выставка детских рисунков "Наша Армия сильна!" |
Средний и старший дошкольный возраст |
Февраль |
Воспитатели |
7 |
День космонавтики |
Старший возраст |
Апрель |
Воспитатели |
8 |
День государственных символов Чувашской Республики |
Старший возраст |
Апрель |
Воспитатели |
7 |
Конкурс патриотической песни «Этот День Победы |
Средний и старший дошкольный возраст |
Май |
Воспитатели |
8 |
«День Победы»: праздничное мероприятие, участие в акции «Бессмертный полк» |
Старший дошкольный возраст |
Май |
Заведующий Воспитатели |
9 |
День России «Мой дом – моя Россия» Конкурс рисунков,песен |
Все дошкольные группы |
Июнь |
Музыкальный руководитель Воспитатели |
10 |
День Чувашской Республики «Любимая Чуваши».Флэшмоб |
Все группы |
Июнь |
Воспитатели |
11 |
Оформление окон «День государственного флага» |
Старший дошкольный возраст |
Август |
Воспитатели |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
1 |
Развлечения ко Дню знаний |
Все дошкольные группы |
Сентябрь |
Воспитатели |
2 |
Сезонные прогулки в паркии скверы. «Путешествие в мир природы |
Старший дошкольный возраст |
Октябрь |
Воспитатели |
3 |
Экскурсии по участку детского сада «Краски осени» |
Младший дошкольный возраст | ||
4 |
Интеллектуальная игра «Поле чудес» |
Старший дошкольный возраст |
Декабрь |
Воспитатели |
5 |
Посещение выставок, мастер-классов в выставочный зал централизованной библиотеки |
Старший дошкольный возраст |
Январь |
Заведующий Воспитатели |
6 |
Шашечный турнир |
Средний и старший дошкольный возраст |
Февраль |
Воспитатели |
7 |
Изготовление дидактических пособий и рекламных буклетов «Это всем легко понять, мусорнадо разделять!» |
Старший дошкольный возраст |
Март |
Воспитатели |
8 |
Конкурс поделок из бросового материала «Что бы в дело шли отходы, для спасения природы!» |
Старший дошкольный возраст |
Апрель |
Воспитатели |
9 |
Интеллектуальная игра «Любознайка» |
Воспитатели |
10 |
Развлечение
«Юные пожарные» |
Средний и старший дошкольный возраст |
|
Воспитатели |
11 |
Посещение выставок, мастер-классов в выставочный зал централизованной библиотеки |
Младший Старший дошкольный возраст |
Май |
Воспитатели |
12 |
Экскурсия в школу искусств |
Старший дошкольный возраст |
Воспитатели | |
13 |
Целевые тематические прогулки |
4-7 лет |
Июнь |
Воспитатели |
14 |
Участие в акциях ЮИД «Носи светоотражатель!» «Безопасные каникулы или «правильный» Акция «Скорость – не главное |
Старший дошкольный возраст |
|
Воспитатели |
15 |
Экскурсия в музей хлеба |
Июль |
Воспитатели | |
16 |
Экскурсия «Скоро в школу» |
Старший дошкольный возраст |
Август |
Воспитатели |
ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
17 |
Выставка совместного творчества «Дары осени» |
Все группы |
Октябрь |
Воспитатели |
18 |
«Моя семья и природа» выпуск стенгазеты |
Все группы |
|
|
19 |
Музыкальное развлечение «Праздник осени» |
Все группы |
Музыкальный руководитель Воспитатели | |
20 |
Праздник «День матери» |
Все группы |
Ноябрь |
Воспитатели |
21 |
День народных песен, стихов и потешек. |
Средний и старший дошкольный возраст |
Музыкальный руководитель Воспитатели | |
22 |
Музей одного дня «Игрушки и предметы из соломы» (дерева, глины, предметы быта чувашской народнойутвари» ко Дню чувашской вышивки |
Старший дошкольный возраст |
|
Воспитатели |
23 |
Выставка работ совместного творчества детей и взрослых "Зимушка-Зима" |
Все группы |
Декабрь |
Воспитатели |
24 |
Развлечение «Новогодний серпантин» |
Все группы |
|
Музыкальный руководитель Воспитатели |
25 |
Музыкальное развлечение «Прощание с ёлочкой» |
Все дошкольные группы |
Январь |
Музыкальный руководитель Воспитатели |
26 |
Гуляние – развлечение «Широкая Масленица» |
Средний и старший дошкольный возраст |
Февраль |
Музыкальный руководитель Воспитатели |
27 |
Музыкальный праздник «Международный женский день» |
Все группы |
Март |
Музыкальный руководитель Воспитатели |
28 |
День чувашского языка Выставка совместного творчества детей и родителей |
Все группы |
Апрель |
Воспитатели |
29 |
Музыкальный праздник «Выпуск детей в школу» |
Старший дошкольный возраст |
Май |
Музыкальный руководитель Воспитатели |
30 |
«Пусть всегда будет солнце» конкурс рисунков |
Старший дошкольный возраст |
Июнь |
Воспитатели |
31 |
Тематический досуг «Яхочу вам доложить- без воды нам не прожить!» |
Все группы |
Июль |
Воспитатели |
ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ | ||||
|
| |||
1 |
Организация закаливающих процедур «Будь здоров без докторов!» |
Все группы |
В течении года |
Воспитатели |
2 |
Участие воспитанников на районных спортивно- оздоровительных мероприятиях: День здоровья |
Старший дошкольный возраст |
Октябрь |
Заведующий Воспитатели |
3 |
Тематический досуг «В гостях у зубной Феи» |
Средний и старший дошкольный возраст |
Ноябрь |
Воспитатели |
4 |
Цикл бесед: Доктор Витамин о здоровом питании |
Все группы |
Декабрь |
Воспитатели |
5 |
Зимний спортивный праздник |
Старший дошкольный возраст |
Январь |
Воспитатели |
6 |
«Папа, мама, я – спортивная семья!» ко Дню защитника отечества |
Средний и старший дошкольный возраст |
Февраль |
Воспитатели |
7 |
Космические старты «В путешествие к далекимзвездам» |
Средний и старший дошкольный возраст |
Апрель |
Воспитатели |
8 |
Праздник чувашских подвижных игр |
Все группы |
Июнь |
Воспитатели |
9 |
День здоровья «Спорт нам поможет силы умножить |
Старший дошкольный возраст |
Июль |
Воспитатели |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Айбечский детский сад “Аистенок”
Ибресинского района Чувашской Республики
ПРИНЯТА На педагогическом совете МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок» Протокол № 1 от 30.08.2021 г. |
УТВЕРЖДЕНА Заведующий МБДОУ «Айбечский детский сад «Аистенок» Д.Н. Бабкина Приказ № 17 от 30.08.2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
На 2021 – 2022 учебный год
д. Айбечи, 2021 г.
Содержание
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации
1.2.Цель и задачи воспитания
1.3.Виды, формы и содержание деятельности
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
2.3.Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
2.4.Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации»
2.5.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Организационный раздел
3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.3.Календарный план воспитательной работы
1. Особенности организуемого воспитательного процесса в
образовательной организации
Воспитательный процесс в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Айбечский детский сад "Аистенок” организован на основе настоящей рабочей программы воспитания, сформированной на период 2021 – 2022 учебный год и направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении базируется на традициях профессионального воспитания:
- гуманистический характер воспитания и обучения;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье;
- развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- демократический государственно-общественный характер управления образованием.
1.2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности воспитанника единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических работников по развитию личности воспитанников и усилий самого воспитанника по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- освоение воспитанниками ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
- помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанника по саморазвитию;
- овладение воспитанниками социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
1.3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ
1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
2) социализация и духовно-нравственное развитие личности;
3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям;
4) воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры ФГОС ДО |
Портрет выпускника |
Предпосылки учебной деятельности |
Приобретенный опыт |
Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства |
Думающий и анализирующий Ребенок учится применять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество и критическое мышление. Способен решать сложные проблемы адекватные возрасту и принимать обдуманные решения. Ребенок способен внимательно обдумывать свой опыт познания, оценивать свои сильные и слабые стороны с помощью взрослых, которые поддерживают его успешность в определенных видах деятельности.
Объективные и непредвзятый Ребенок понимает и ценит национальную культуру и гордится традициями своей семьи и своего народа. Открыт для мнений, ценностей и традиций других людей из других социальных групп, национальных сообществ). Привычен к поиску разнообразных точек зрения и с готовностью использует этот опыт для личного развития. |
Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни. У ребенка сформированы основы саморегуляции: - способность и стремление к принятию общих целей и условий жизнедеятельности; - стремление действовать согласованно, проявление живого интереса к процессу деятельности и ее результату; - проявление терпения, настойчивости при достижении целей; - способность планировать свою деятельность в сотрудничестве со взрослым в форме саморегуляции и распределять обязанности в коллективной деятельности; - способность оценивать результат собственной деятельности и готовность к корректировать свою деятельность; - способность к планированию и взаимоконтролю в совместной игровой деятельности |
Ребенок стремиться к выполнению социальных норм и правил безопасности и здорового образа жизни ( Ребенок: - любит свою семью, принимает ее ценности; - проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; - имеет позитивное восприятие, проявляет оптимизм; - относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям; - принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению . Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур.
|
Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
Цель модуля: развитие личности ребенка на основе формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
Задачи модуля:
- формирование знаний ребенка о символике России;
- воспитание у ребенка готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
- формирование у воспитанника патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству; - развитие у воспитанника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества;
- формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- развитие правовой и политической культуры, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- формирование антикоррупционного мировоззрения.
Формы реализации модуля:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Планируемый результат |
1. |
НОД «Люблю тебя мой край родной» |
сентябрь |
воспитатели |
Ребенок: - любит свою семью, принимает ее ценности; - проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям |
2. |
НОД «Мой любимый город» |
октябрь |
воспитатели | |
3. |
Беседа «Что такое героизм?» |
ноябрь |
воспитатели | |
4. |
НОД «Наша родина Россия» |
декабрь |
воспитатели | |
5. |
НОД «Наша армия» |
январь |
воспитатели | |
6. |
Развлечение «День защитника отечества» |
февраль |
Музыкальный руководитель | |
7. |
Беседа «Памятники войны». |
март |
воспитатели | |
8. |
НОД «Наши космонавты» |
апрель |
воспитатели | |
9. |
Развлечение «Этот день Победы» |
май |
Музыкальный руководитель |
|
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование уважения к старшему поколению.
Задачи модуля:
- воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы;
- реализация практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- формирование позитивных жизненных ориентиров и планов;
- формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь, развитие культуры здорового питания;
- развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
- дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- формирование антикоррупционного мировоззрения.
Формы реализации модуля:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Планируемый результат |
1. |
НОД «Что такое хорошо» |
сентябрь |
воспитатели |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства |
2. |
НОД «Вежливые слова» |
октябрь |
воспитатели | |
3. |
НОД «Что такое дружба?» |
ноябрь |
воспитатели | |
4. |
Беседа «Жадность – это плохо» |
декабрь |
воспитатели | |
5. |
«Что значит выражение «Доброе сердце?» |
январь |
воспитатели | |
6. |
«Терпение и труд – вместе весело живут» |
февраль |
воспитатели | |
7. |
Развлечение «Очень я люблю маму милую мою» |
март |
Музыкальный руководитель | |
8. |
НОД «Правда красит человека» |
апрель |
воспитатели | |
9. |
«У истоков русской народной культуры» |
май |
Музыкальный руководитель |
|
2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
Цель модуля: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России. Задачи модуля: - формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.
Формы реализации модуля:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Планируемый результат |
1. |
НОД «Природа России». |
сентябрь |
воспитатели |
-Ребенок любит свою семью, принимает ее ценности; - проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; -Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур |
2. |
«Станем юными защитниками природы» |
октябрь |
воспитатели | |
3. |
НОД «Поначалу в жизни нашей все было не так» |
ноябрь |
воспитатели | |
4. |
НОД «Чудо мастера»
|
декабрь |
воспитатели | |
5. |
Развлечение «В гости коляда пришла».
|
январь |
воспитатели | |
6. |
Развлечение «Сильны и могучи богатыри славной Руси» |
февраль |
воспитатели | |
7. |
Праздник «Масленица». |
март |
Музыкальный руководитель | |
8. |
Беседа о русской и чувашской избе и о национальных костюмах |
апрель |
воспитатели | |
9. |
НОД «Чувашская Республика, ты край любимый…» |
май |
Музыкальный руководитель |
|
2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации»
Цель модуля: усиление взаимодействия воспитательных структур образовательной организации с организациями, созданными по инициативе обучающихся, с общественными движениями, органами власти и другими образовательными организациями.
Задачи модуля: - расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;
- поддержка в образовательной организации инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания обучающейся молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров и других учебно-воспитательных мероприятий;
- развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации;
- формирование корпоративной культуры образовательной организации (принадлежности к единому коллективу, формирование традиций, корпоративной этики);
- создание в образовательной организации музеев, историкопатриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства;
- создание ассоциации выпускников образовательной организации, имиджа образовательной организации, продвижение образовательной организации на уровне города, региона.
Формы реализации модуля:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Планируемый результат |
1. |
Посещение кинотеатра «Три солнца» с.Янтиково |
сентябрь |
воспитатели |
Сотрудничество с социальными партнёрами с целью повышения психологопедагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации |
2. |
Посещение краеведческого музея |
октябрь |
воспитатели | |
3. |
Встреча с людьми интересных профессий |
ноябрь |
воспитатели | |
4. |
Взаимо посещения занятий в детском саду |
декабрь |
воспитатели | |
5. |
Организация мини музея боевой славы в старших группах |
январь |
воспитатели | |
6. |
Совместное проведение праздника «День защитника Отечества» с привлечением военнослужащих |
февраль |
воспитатели | |
7. |
Экскурсия на почту и в аптеку |
март |
воспитатели | |
8. |
Совместное с выпускниками проведение праздника «День смеха» |
апрель |
воспитатели | |
9. |
Экскурсия к памятнику погибшим воинам |
май |
воспитатели |
|
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.
- Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – воспитательная: вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства.
Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других воспитательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других воспитательных задач являются «косвенными».
Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:
· свободная игра детей
· ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)
По видам детской активности:
Виды детской активности |
Формы и средства реализации Программы воспитания |
Двигательная |
· утренняя и бодрящая гимнастика · физкультминутки · динамические паузы · игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.) · игры и упражнения под музыку · подвижные дидактические игры · подвижные игры с правилами · игры с элементами спорта · соревнования (эстафеты) · досуги · сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности. |
Игровая |
· дидактические игры · интеллектуально развивающие · дидактические с элементами движения · сюжетно-ролевые · подвижные · игры с элементами спорта · народные игры · музыкальные · хороводные · театрализованные · режиссерские · игры-драматизации · игра-фантазия · строительно-конструктивные · игры на развитие коммуникации и др |
Продуктивная |
· рисование · лепка · аппликация · художественный труд · проектная деятельность · творческие задания · изготовление (предметов для игр, познавательноисследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.) · создание макетов, коллекций и их оформление и др. |
Коммуникативная |
· Моделирование ситуаций · беседы (диалоги) · рассказ с дальнейшим обсуждением · разучивание стихов, потешек и др. · чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением · создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.) · ситуативный разговор · Тренинги · интервьюирование · рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок и др.) · сочинение и отгадывание загадок · проектная деятельность · коммуникативные игры · свободное общение по теме · игры с речевым сопровождением · игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.) · инсценирование и драматизация и др. · правила компромиссного общения и взаимодействия |
Трудовая |
· ручной труд · дежурство · поручение · задание · совместная трудовая деятельность и др. |
Познавательно - исследовательская |
· игровое моделирование ситуаций · наблюдения с обсуждением · рассказ с дальнейшим обсуждением · экскурсии с дальнейшим обсуждением · рассматривание с дальнейшим обсуждением · решение проблемных ситуаций · экспериментирование · коллекционирование · моделирование · конструирование · проектная деятельность · игры (дидактические, интеллектуальноразвивающие и др.) и др. · информационно-компьютерные средства · логические рассуждения · актуализация опыта детей · выявление причинно-следственных связей · обследование предметов |
Музыкально - художественная |
· слушание с дальнейшим обсуждением · исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах) · инсценирование и драматизация · музыкально-ритмические упражнения · экспериментирование со звуками · подвижные игры с музыкальным сопровождением · музыкально-дидактические игры · беседы и др. · досуги Чтение художественной литературы · чтение с обсуждением · рассказ · беседа · ситуативный разговор · викторины по прочитанным произведениям · рассматривание иллюстраций и др. · инсценирование и драматизация · разучивание · чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетноролевая, режиссерская и др.) и др. |
Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как воспитательная и вносить свой вклад в воспитание ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.
Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В ДОУ применяются следующие виды культурных практик:
· Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
· Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
· Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
· Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
· Музыкально-театральные гостиные
· Детский досуг
· Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребенка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равно ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психологопедагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1/ Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2/ Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
3/ Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4/ Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в четырех направлениях:
- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом;
- участие в управлении образовательной организации.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.
Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста. Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности. Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Ежемесячные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д.
С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье.
Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников, имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха, работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы); - информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- социобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации музыкального руководителя;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- Это учет индивидуальности ребенка;
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;
- Это укрепление внутрисемейных связей;
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
- Воспитатели должны ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Планируемый результат
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручатся пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье. Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО даст положительные результаты: поменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Организационный раздел
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
Методические пособия
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. Нагляднодидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».
Куц кова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.
Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебнометодическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002 Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. – М.: Мозаика-синтез, 2006 «Здоровье»
В.Г. Алямовская (LINKA PRESS, 1993 г.) Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаикасинтез, 2006 Букварь здоровья / Л.В. Баль,
В.В.Ветрова. – М.: Эксмо, 1995
Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997
Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996
Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОлмаПресс, 2000
Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.
Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993
Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997
Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006
Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002
Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линкапресс, 2000
Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.
Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка».
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года)
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением:
Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автмобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле».
Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.
Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях).
Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М. МИПКРО, 2001
Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор,1999
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 –
3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Традиции в нашем детском саду направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей. Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня. Обращает внимание на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо хорошее.
Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. В конце разговора всех ждет сюрприз (сценка из кукольного театра, новая игрушка, интересная книга, раздача детям небольших сувениров). В дальнейшем сюрпризы могут быть подготовлены самими детьми. По средам во второй половине дня полдник или ужин проводится под девизом: «Сладкий вечер». Воспитатель ставит столы так, чтобы получился один общий стол, и приглашает желающих заняться праздничной сервировкой. Украшают и красиво раскладывают все те блюда, которые подготовили. После того как столы накрыты, воспитатель приглашает занять свои места, и «Сладкий вечер» начинается. Желает им приятного аппетита. Воспитатель и младший воспитатель, общаясь друг с другом и ненарочито комментируя свои действия, демонстрируют детям образцы этикета. Воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем – то беседу, развивает затронутую в ней тему. Разговор взрослых может незаметно перейти в игру. Взрослые должны составить детям компанию в их развлечениях.
Ежемесячные традиции: «День именинника», театральное развлечение.
Ежегодные традиции: «Новоселье» - группу к этому событию украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья, радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе телевизора, часов и других предметов, которые необходимы детям.
Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, и по необходимости, сокращено и дополнено другими событиями.
Часть праздников заменена другими социально и личностно значимыми для участников образовательных отношений событиями; период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, в соответствии с тематикой праздника, возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями и интересами детей.
Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные:
• явлениям нравственной жизни ребёнка: «Именины» (поквартально дни рождения детей, «Новоселье в группе», «День рождение Детского сада»;
•окружающей природе: акция «Покормим птиц», «Осень», «Весенняя капель» «День птиц»;
• миру искусства и литературы «День книги», «День театра»;
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «Праздник всех женщин»;
•наиболее важным профессиям: «День воспитателя и всех работников детского сада».
3.3. Календарный план воспитательной работы
Месяц |
Неделя |
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Подготовительный к школе возраст |
Сентябрь |
1 |
Мы пришли в детский сад. Наша группа. |
Мы пришли в детский сад |
Вот и лето прошло. День знаний |
Вот и лето прошло. День знаний |
2 |
Мы дружные ребята |
Дружба |
Дружба |
Дружба | |
3 |
Мы встречаем осень золотую |
Мы встречаем осень золотую |
Краски осени (Осень в селе) |
Краски осени (Осень в селе) | |
4 |
Фрукты и овощи |
Витамины на грядке и на дереве |
Путешествие в хлебную страну |
Путешествие в хлебную страну | |
Октябрь
|
1 |
Грибы и ягоды |
Лесные ягоды и грибы |
Витамины из кладовой природы |
Витамины из кладовой природы |
2 |
Мой дом |
Мой дом |
Что нам стоит дом построить? |
Что нам стоит дом построить? | |
3 |
Моя семья |
Моя семья |
Мой родной край |
Мой родной край | |
4 |
Деревья и кустарники |
Деревья и кустарники |
Деревья и кустарники |
Деревья и кустарники | |
5. |
Птицы и животные |
Мой дом |
В осеннем лесу |
В осеннем лесу | |
Ноябрь
|
1 |
Моя Республика |
Моя Республика |
Мое село |
Мое село |
2 |
Транспорт |
Транспорт |
Транспорт |
Транспорт | |
3 |
Свойства воды |
Свойства материалов (стекло, бумага, ткани) |
Что было до… В мире техники |
Что было до… В мире техники | |
4 |
Одежда |
Маленькие исследователи |
Маленькие исследователи |
Маленькие исследователи | |
Декабрь
|
1 |
Здравствуй, зимушка -зима! |
Зима. Подготовка животных к зиме |
Зима. Подготовка животных к зиме |
Зима. Подготовка животных к зиме |
2 |
Дикие животные |
Животные и птицы зимой. |
Птицы зимой. |
Птицы зимой. | |
3 |
Быть здоровыми хотим! |
Быть здоровыми хотим! |
Быть здоровыми хотим! |
Быть здоровыми хотим! | |
4 |
Зимние забавы |
Зимние забавы |
Зимние забавы |
Зимние забавы | |
5. |
Встречаем сказку |
Встречаем сказку |
Встречаем сказку |
Встречаем сказку | |
Январь
|
1 |
Что из чего и для чего (инструменты и материалы) |
Что из чего и для чего (инструменты и материалы) |
Что из чего и для чего (инструменты и материалы) |
Что из чего и для чего (инструменты и материалы) |
2 |
Все работы хороши! |
Все работы хороши! |
Все работы хороши! |
Все работы хороши! | |
3 |
Комнатные растения |
Комнатные растения |
Комнатные растения |
Комнатные растения | |
Февраль
|
1 |
Мое село |
Моя малая Родина |
Моя Родина - Россия |
Моя Родина - Россия |
2 |
О хороших привычках и нормах поведения |
О хороших привычках и нормах поведения |
Правила поведения в обществе |
Правила поведения в обществе | |
3 |
Я и мой папа |
День Защитника Отечества |
День Защитника Отечества |
День Защитника Отечества | |
4 |
Безопасность |
Безопасность |
Безопасность |
Безопасность | |
Март
|
1 |
Маму я свою люблю |
День 8 Марта. Профессии наших мам |
День 8 Марта. Профессии наших мам |
День 8 Марта. Профессии наших мам |
2 |
Фольклор |
Фольклор |
Народные праздники на Руси. Масленица |
Народные праздники на Руси. Масленица | |
3 |
Весна пришла |
Весна пришла |
Весна пришла |
Весна пришла | |
4 |
Народная игрушка |
Народная игрушка |
Декоративноприкладное искусство. Искусство родного края |
Декоративноприкладное искусство. Искусство родного края | |
Апрель
|
1 |
Я - человек |
Я - человек |
Я - человек |
Я - человек |
2 |
Безопасность |
Безопасность |
Безопасность |
Безопасность | |
3 |
Птицы |
Птицы |
Космос |
Космос | |
4 |
Мир растений |
Мир растений |
Мир растений |
Мир растений | |
5. |
Насекомые |
Насекомые |
Насекомые |
Насекомые | |
Май
|
1 |
Профессии родителей |
День Победы |
День Победы |
День Победы |
2 |
Обитатели водоемов |
Обитатели водоемов |
Обитатели водоемов |
Обитатели водоемов | |
3 |
Мы друзья природы |
Мы друзья природы |
Мы друзья природы |
Мы друзья природы | |
4 |
Лето. |
Лето. |
Лето. |
Лето. |